Авторизация| Регистрация

Молодий учитель у сучасній школі

21 листопада 2012,Новини, Середня освіта

Молодий учитель у сучасній школіЗ 19 до 22 листопада 2012 року в м. Москва відбувається Міжнародна конференція «Молодой педагог в современной школе».

Організатор:  Московська міська організація Профспілки працівників народної освіти і науки Російської Федерації.

У роботі форуму бере участь делегація Київської міської організації Профспілки працівників освіти і науки України на чолі з заступником голови Оленою Олександрівною Геведзе.

Пропонуємо  до вашої уваги текст виступу члена Товариства молодих педагогів, учителя історії ліцею № 157 Оболонського району м. Києва Сергія Берендєєва на тему «Легко ли быть молодым учителем?» .

Текст доповіді 


Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня очень много говорят о роли молодого учителя в системе  современного образования, но мало кто задумывается о том, –  а легко ли быть молодым учителем и с какими проблемами ему приходится сталкиваться? Во время своего выступления я хотел бы попытаться дать ответ на этот вопрос с помощью собственной истории молодого педагога.
После окончания школы перед каждым из нас стоит выбор: куда пойти учится и какую профессию выбрать. Одни хотят стать экономистами другие юристами, а я решил стать учителем. У многих из вас может возникнуть вопрос – почему? Ответ очень простой.  Когда я учился в школе  у меня было свое представление о том, каким должен быть урок. Мне казалось что стоит учителю сделать совсем немного и урок пройдет намного интересней, и все будут идти на него с большой радостью. Причем, представляя себя на месте учителя, я был уверен, что изменить  систему образования к лучшему  будет очень легко. Наверное, эта уверенность была связана с тем, что у меня в семье уже существовала целая педагогическая династия,  в которую входили мои дедушка, бабушка, мама, с которых я мог брать отличный  пример. Именно поэтому после окончания школы я отправился в университет покорять педагогические вершины. Получив там необходимый багаж знаний я был направлен на педагогическую практику.
Нужно отметить, что многие молодые учителя которые приходят в первый раз в школу, очень часто сталкиваются с проблемой слабой методической подготовки, а точнее – невозможности реализации полученной теории на практике, но у меня такой проблемы не возникло, и педагогическая практика еще больше утвердила мой правильный выбор профессии.
 Но многие мои однокурсники к моему удивлению сказали, что после практики работать в школу они не пойдут, потому что там очень сложно и возникает много трудностей. А я пошел! И каково было мое удивление, когда я увидел, что школа является набором стереотипов, которые складывались наверное,  веками.
  • Первое, что мне бросилось в глаза, это не восприятие молодого  специалиста более опытными коллегами. Большинство его идей воспринимаются в штыки,  и считаются отступничеством от традиционной системы образования, а уроки ты должен проводить только по установленному шаблону который контролирует наставник. А ведь очень часто молодые педагоги приносят с собой новые идеи и являются авторами педагогических инноваций.  Например, когда я работал первый год в школе мне удалось разработать несколько мультимедийных энциклопедий и сделать электронный учебник по истории, но многие учителя говорили, что мел и доску заменить невозможно, и просто игнорировали мои наработки. Но после моих выступлений на педсовете и методобъединении учителей многие изменили свое мнение, и нашли в этом рациональное зерно. И, как следствие нашего сотрудничества и взаимного обучения, мы смогли создать совместную методичку, которая будет полезной как молодому педагогу, так и опытному учителю.
  • Вторая трудность –  это огромное количество бумажной работы. Безграничное количество документации в которой молодой специалист может просто утонуть. К сожалению, в университете не учат как нужно заполнять журнал, создавать разные отчеты и когда ты впервые с ними сталкиваешься, то складывается  впечатление, что у тебя должность деловода, а не учителя. А если тебе еще дают классное руководство, то можно смело забыть что такое выходные и свободное время. Большинство родителей воспринимают молодого учителя несерьезно, мол какой там у него опыт, чему он может научит моих детей.  Когда я впервые проводил родительское собрание как классный руководитель, оно длилось около 5 часов, где мы решали  с родителями уйму проблем, но после его окончания родители поняли, что их дети находятся в надежных руках и им не стоит  за них переживать.
  •  Еще одной трудностью является психологическое состояние молодого учителя. Не все педагоги готовы к встрече с 30, а иногда и большим количеством детей, которые оценивают, твой внешний вид, поведение и задают уйму каверзных вопросов  на которые не все в состоянии ответить или адекватно отреагировать.
  • Также существует большая проблема  перспективы карьерного роста молодого педагога и возможность самореализации.
Так, например, для того  чтобы принять участие в большинстве профессиональных конкурсов необходимо иметь стаж не меньше 5 лет, что в свою очередь делает перспективную молодежь невостребованной. А ведь участие в таких конкурсах являются большим стимулом для совершенствования своего педагогического мастерства и обменом опытом с более опытными коллегами.
  • И, конечно, самыми проблемными являются квартирный вопрос и низкая заработная плата. Я думаю, что каждый человек хотел бы жить в отдельной квартире. Но для многих учителей это недостижимая вершина, из-за их мизерной заработной платы, которая не дает возможности насобирать на собственное жилье или взять кредит. Поэтому, многие уходят из школы на более высокооплачиваемою работу, хотя с радостью бы остались обучать детей.
И действительно, много молодых учителей которые с радостью работали бы в школе, вынуждены из-за перечисленных проблем уходить с работы и посвящать себя другой деятельности. Например, государственный заказ по Киеву в 2011-2012 учебном году состоял из 638 вакантных должностей по которым были подготовлены в педагогических университетах соответствующие специалисты. Но в школу пришли только 368, а по окончанию первого года работы осталась только третья часть.Цифры говорят сами за себя.
Но я остался! Да, быть молодым учителем сложно, у него много проблем, но  только преодолевая трудности мы становимся сильнее и мудрее. Тем более, что в последнее время для молодых специалистов было сделано довольно много, особенно Профсоюзом.
Так, например, при содействии КГОПРОИНУ было создано Товарищество Молодых Педагогов, которое оказывает методическую, юридическую помощь учителям, а также организовывает разнообразные конференции международные семинары, круглые столы, где могут принимать участие, все желающие поделится своими идеями и опытом. Хотелось бы поблагодарить наших московских коллег которые уже на протяжении нескольких лет приглашают наше товарищество молодых педагогов на семинары в город Анапу,  посвященные развитию молодых педагогов. Весь полученный опыт мы пытаемся реализовать на практике. Например, в начале этого учебного года мы организовали телемост с Казанью во время которого было проведено и проанализировано несколько уроков, а также обговорены перспективы дальнейшего педагогического сотрудничества. Также существует договоренность с московскими коллегами о проведении игры «Что? Где? Когда?».
Еще одной помощью молодым педагогам является создание  в  2012 г. при Киевском университете имени Б. Гринченко  « Школы молодого учителя», которая помогает будущим преподавателям адаптироваться к  особенностям своей профессии. Кроме того был создан конкурс для молодых учителей «Педагогічні сходинки», который позволяет молодым учителям показать свои педагогические умения и поделиться своим опытом.
Кроме того, молодые учителя, которые подписали трехлетний контракт на работу в школе по специальности, получают одноразовую адресную помощь в пятикратном размере минимальной заработной платы.
Учителя, которые только пришли работать в школу, получают подъёмные в размере 1000 гривен и надбавку к заработной плате в размере 30%, а при наличии красного диплома –  50%.
Также разрабатывается программа по обеспечению молодых учителей доступным жильем. Сейчас Кабинетом Министров Украины рассматривается проект «Квартира в аренду с правом ее подальшего выкупа» под 3% годовых.
Особенно хотелось бы отметить инициативу КГОПРОИНУ по проведению конкурса на лучший профсоюзный урок (спасибо Московскому профсоюзу, который показал нам пример его реализации). Нужно отметить, что профсоюзный урок, является хорошим стимулом для развития таланта молодого педагога. Во-первых, в нем может принять участие любой желающий учитель. А во-вторых, авторы лучших уроков награждаются ценными призами, денежными премиями, а уроки печатаются в методическом сборнике.
Когда я в прошлом году проводил профсоюзный урок и пригласил на него профсоюзных лидеров заместителя главы Федерации профсоюза Украини Г.В. Осового и главу КГОПРОИНУ О.М. Яцуня, то они не  просто пришли, но и приняли  в нем непосредственное участие. При этом ответили на все вопросы присутствующих,  и поделились своим бесценным опытом, который был полезен не только для меня, но и моих учеников.
И, заканчивая свое выступление и отвечая на ранее поставленный вопрос: «легко ли быть молодым учителем»?, я могу сказать из собственного опыта, – нелегко, а иногда даже тяжело. Но, несмотря на все трудности, я уже 7 лет работаю в школе и нисколько не жалею о выборе профессии. За это время я понял, что нет проблем которые нельзя было решить, а быть учителем – это не работа а состояние души! И радость от достижений моих учеников являются для меня наивысшей наградой! И помните, –  человек будущего формируется уже сегодня, и воспитывать его должен современный учитель!
Спасибо за внимание!
 

Прес-служба КМОППОіНУ

По темі:



Інформація
Користувачі в групі Відвідувачі, не можуть залишати коментарі до цієї публікації.
2017 рік оголошено роком первинної профспілкової організації.

ПОПУЛЯРНІ НОВИНИ

ІНІЦІАТИВИ ТА ПРОГРАМИ:

Програми доступного житла У жовтні в Україні стартує конкурс «Учитель року – 2014» З профспілкою дешевше! 2013 - «З профспілкою дешевше» Перспективи та можливі ризики програми «Доступне житло»